Использование интернета в научных
этнографических/антропологических исследованиях


        Интернет в настоящее время стал важной частью жизни человека. В некоторых случаях вполне резонно будет утверждать, что виртуальная жизнь дополняется реальной, а не наоборот. Члены научного сообщества также постепенно осваивают просторы киберсети. Правда, при этом встречается с рядом трудностей, размышлению о которых и посвящена данная заметка.
        Из работ подобной тематики мне известны две электронных публикации докладов. Первый касается антиковедения в интернете. Он был сделан старшим преподавателем кафедры истории древней Греции и Рима исторического факультета СПбГУ А. В. Петровым в октябре 2001 года и опубликованный в сети на сайте Центра Антиковедения Санкт-Петербургского Государственного университета . Вторая – непосредственно этнографического/этнологического/культурно-антропологического сегмента интернета. Ее автор, тогда студент 5 курса, Роман Козлов, один из создателей сайта Студенческого Научного Общества кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Доклад был опубликован в сети в марте 2003 год.
        Несмотря на различные исторические дисциплины, поднятые в статьях проблемы схожи. Самая важная – отсутствие в интернет сети разделения на профессиональных исследователей и любителей, а порой даже и совершенно случайных людей. Большинство сайтов по истории античности представляет собой некие информационные очерки под заголовками «Из истории Древней Греции» или «Греческая мифология», которые являются иллюстрацией к заметкам об отпуске некого человека в этой стране. В этнографическом/культурно-антропологичеком сегменте – это интернет-версии книг «Эти странные французы» или «Эти странные поляки» и им подобных. Эти и подобные им тексты и сведения псевдо-научного характера составляют значительную часть сайтов.
        Это смешение всего и вся порождает еще две трудности: трудность поиска и идентификации.
        Например, при поиске по словосочетанию «этнография Русского Севера» в системе Яндекс в первую десятку попадают в основном электронные книжные магазины, ряд сайтов научных этнографических учреждений (Института Этнологии и Антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Кунсткамеры – музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Вологодской областной универсальной научной библиотеки), а также электронные газеты и коммерческие сайты, на которых встречаются слова «русский север». Наличие указанных слов, однако, не является гарантией того, что на сайте содержится нужная студенту или исследователю информация. Даже на сайтах Института этнологии и Кунсткамеры при переходе по ссылке мы не видим текстов по данной тематике: поисковая система нашла заданные слова списках научных работ сотрудников.
        Если в найденном тексте содержится необходимая информация, встает проблема проверки достоверности содержания. И в этом случае можно констатировать всякое отсутствие у интернет-публикаций преимуществ перед печатными. При оценке новой книги, если мы не знаем автора и текста, первое впечатление о солидности работы, можно составить по названию издательства и имени человека, написавшего вводную статью. Если перед нами электронный документ – это невозможно. Единственный, на мой взгляд, возможный вариант проверки его серьезности поиск ссылки на то, что электронный документ является копией печатной работы, а применительно к ней применимы традиционные способы оценки.
        Ситуация не сильно изменилась и к 2008 году. И хотя алгоритмы поисковых машин меняются, предоставляя определенные удобства людям науки и учащимся, многие из членов научного сообщества классифицируют использование в работах, условно скажем, интернет-источников как путь наименьшего сопротивления. Существует неформальная, «цеховая» классификация исторических источников. На первом месте располагаются источники архивные, а также полевые материалы – для этнографов. На втором месте – публикации периодических изданий, на последнем – полнотиражные публикации документов. В этой классификации интернет-источники заняли самую нижнюю строчку несколько повысив значимость опубликованных документов. Логичным завершением этого направления мысли будет следующий вывод: «Уважающие себя люди должны стараться минимально использовать интернет-ресурсы».
        Такой вывод представляется мне отчасти обоснованным. Но вместе с тем, нельзя полностью вычеркивать интернет из жизни ученого. Сеть предлагает и ряд преимуществ, которые существенно облегчают научную работу. Первая область, где свойства интернета объективно нужны, это – эвристика.
        Эвристика – первая часть научной работы, которая заключается в подборе необходимой литературы и источников. Важность ее не подлежит сомнению. Как писали французские историки Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос, «многие ученые и исторические труды, выполненные по всем правилам самого точного метода, оказывались с большими погрешностями или даже совершенно негодными по той простой случайности, что автор не знал документов освещавших, дополнявших или опровергавших документы, находившиеся у него под руками, и довольствовался этими последними».
        Традиционно документов и литературы ищутся через библиографические списки классических работ. Затем проверяются библиографические списки книг и публикаций, упомянутые в первом списке, и далее по цепочке. Так формируется библиографический и источниковый линидж работы по некой теме. У этого метода есть два недостатка. Во-первых, такой поиск занимает достаточно много времени. Во-вторых, при существовании нескольких противоположных точек зрения на определенный предмет в научном сообществе (особенно актуально для публикаций советского времени), случается, что авторы из одного лагеря обходят молчанием исследования антагонистов.
        Другой путь – поиск документов и литературы через тематические, аналитические и предметные каталоги. Это путь также отнимает множество времени. Допустим в тематическом каталоге найдена работа по заданной теме. Следующий шаг: необходимо проверить по аналитическому каталогу журнальных изданий наличие у автора других публикаций по тем же вопросам. Если одна из них вышла в тематическом сборнике, то по обыкновенному алфавитному каталогу следует просмотреть содержание этого сборника. В нем находим имена других ученых, работавших над данной темой, и снова возвращаемся в аналитический каталог, чтобы узнать другие работы этих людей. И алгоритм повторяется.
        Другой вариант специальная подготовка описания архивных фондов. В области российской этнографии наиболее известной является трехтомник Д. К. Зеленина «Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества», выходивший в Петрограде с 1914 по 1916 годы . В нем содержится описание рукописей, иногда с краткими цитатами из них. Однако трудов подобных этому совсем не много.
        Одним из достоинств интернета является возможность существенно сократить время поиска литературы и источников. Существуют специализированные системы поиска научной информации. Например, с конца 2004 года функционирует система Google Scholar, которая позволяет находить опубликованные книги и статьи с выходными данными. Конечно, текст такой работы в 95 % случаев придется искать в обыкновенной библиотеке, однако время на перебирании карточек каталога экономится.
        Другая научная поисковая система – Scholar – ищет сами научные тексты. По тематике «Этнография, этнология, антропология» на начало марта 2008 года имеется лишь 13 статей, большая часть которых касается этнографии Сибири. Будем надеяться, что данная система будет совершенствоваться, а круг работ расширяться.
        Существуют также англоязычные научные поисковые системы (scirus, scienceresearch, infotreive), которые находят ссылки на полнотекстовые документы, содержащиеся в основном в платных интенет-библиотеках. К сожалению, эти системы не позволяют искать информацию в рунете.
        Помимо, названных систем, на мой взгляд, для составления тематического списка литературы можно пользоваться обычными поисковыми системами, такими как Яндекс, Гугл или Рамблер. Это сэкономит время, проводимое в каталоге. Однако полученный список будет требовать дальнейшей проверки.
        Вторая научная область, где интернет может объективно приносить пользу, - обсуждение результатов исследования.
        Для обсуждения результатов исследований была создана и существует поныне система научных конференций и конгрессов. С помощью Интернета эта система может быть усовершенствована. В виртуальном пространстве может быть смодерирован постоянно действующий форум по некой узкой проблематике. Или с помощью рассылки результаты научной деятельности одного исследователя мгновенно передаются его коллегам. Существуют интернет-ресурсы позволяющие организовывать общение людей со схожими интересами.
        Например, немецкий англоязычный сайт «Moving Anthropology Student Network» (сокращенно – MASN) , построенный по принципу сайтов vkontakte.ru или odnoklassniki.ru, на котором может зарегистрироваться любой антрополог. Здесь легко можно найти человека, занимающегося определенной тематикой, завязать с ним личную переписку, создать сообщество по интересующей теме.
        В русскоязычном секторе интернета функцию конференций и тематических обсуждений взял на себе блоговый портал livejournal. Здесь имеется ряд сообществ антропологической тематики, например: ru_expedition, содержащее информацию об экспедициях как этнографических, так и археологических и музейных; ru_folklorist – специализированное научное сообщество фольклористов; ethno_film, посвященное обсуждению этнографического кино и всего, что с ним связано; soc_anthrop, сообщество социальных антропологов, в котором размещаются объявления о конференциях и грантах. Существуют также как минимум два региональных сообщества, в которых достаточно регулярно появляются объявления и статьи социально-антропологической, фольклорной и культурно-исторической тематики. Одно посвящено Полесью – polissja, другое – Русскому Северу – russkij_sever.
        Региональные сообщества предоставляют еще одну возможность: сбора полевой информации не выходя из дома. Многие из читателей этих блог-лент являются уроженцами указанных регионов и имеют достаточное количество времени, чтобы отвечать на вопросы анкет. Как правило, владельцами дневников на сайте livejournal являются люди возрастом от 20 до 40 лет. По этой возрастной группе часто не удается собрать нужного количества анкет во время полевых опросов, поскольку люди этого возраста являются наиболее дееспособной частью населения и имеют мало свободного времени. В городе они наоборот часто располагают значительным досугом, который могут посвятить ответам на вопросы анкет.
        Функцию интенсификации внутренних связей этнографического сообщества должен был выполнять проект «Молодые культурологи и этнографы России» , запущенный в 2002 году на сайте кафедры этнографии и музееведения ОмГУ. В описании создатели выражают надежду «что этот раздел сайта будет полезен тем, кто ищет научных партнеров, и потенциальным работодателям. И что среди научной молодежи, в том числе и среди студентов, появятся желающие разместить сведения о себе на этой странице». Однако, несмотря на шесть лет существования страницы, количество размещенных анкет едва превысило пятьдесят. Преимущественно на призыв откликнулись сибирские этнографы. Очень жаль, поскольку проект мог бы принести большую пользу.
        Точно также остался незавершенным проект 2005 года «Этнографические центры Сибири» , размещенный на том же сайте. В настоящее время на странице этого проекта есть данные только о Барнаульском Государственном педагогическом университете. Данные о других научных центрах Сибири отсутствуют. Впрочем, справедливости ради следует признать, что попытки создать подобный проект для этнографического сообщества по эту сторону Урала не предпринималось вовсе.
        Таковы, по моему мнению, две области научной деятельности, в которых использование интернета объективно улучшать научную работу.
        Кроме того, следует отметить еще одну сильную сторону сети – возможность читать книги не в библиотеке. Это актуально для студентов вечерних отделений или аспирантов, которые должны весь день присутствовать на рабочем месте, а также для всех студентов в период подготовки к сессии, когда все книги, имеющиеся в хранилище выданы на руки.
        В этом случаем можно воспользоваться интернет-бибилиотеками, на сайтах которых помещаются оцифрованные печатные издания. Сразу оговоримся, что искать специализированные работы в интернете малоперспективно. Специализированного сайта с этнографическими/антропологическими работами пока не существует. Нужные книги можно найти либо в общих библиотеках, либо на социологических сайтах.
        Из неспециализированных библиотек можно назвать «Библиотеку Гумер» и «Библиотеку Славы Янко». В «Библиотеке Гумер», в разделе «Культрология» можно прочитать такие известные работы: «Первобытное мышление» К. Леви-Стросса, «Первобытная культура» Э. Б. Тайлора, «Морфология «волшебной» сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа; в разделе «Богословие» «Золотую ветвь» и «Фольклор в Ветхом Завете» Д. Д. Фрезера. В «Библиотеке Славы Янко» в оцифрованном виде можно найти некоторые книги серии «Этнографическая библиотека»: «Структурная антропология» К. Л. Стросса, «Структура и функция в примитивном обществе» А. Р. Рэдклифф-Брауна (М., 2001), «Культура и коммуникация» Э. Лича (М., 2001). В «Библиотеке Славы Янко» интернет-публикации сохраняют разбивку на страницы, что позволяет использовать их при оформлении ссылок. В «Библиотеке Гумера» опубликован сплошной текст, поэтому для оформления ссылочного аппарата придется найти книгу в печатном виде.
        Публикации на этнографических сайтах неполны, а возможно не завершены. Так на сайте ethnology.ru можно найти первый том двухтомника «Народы СССР» входящий в серию «Народы мира», «Методику этнографических экспедиций» Г. Г. Громова и ряд других работ размещенных в виде графических файлов. На сайте уже упоминавшегося Студенческого Научного общества кафедры этнографии и антропологии СПбГУ есть неполный текст книги С. А. Токарева История зарубежной этнографии», в котором отсутствуют 2, 4 и 8-ая главы.
        Создание специализированного каталога интернет-публикаций для этнографов/социальных антропологов еще предстоит. Однако уже сейчас возможности киберсети для научной работы велики.


Hosted by uCoz